понедельник, 26 августа 2013 г.

Серёга Доцент.


Одной из самых замечательных личностей радиотехнического факультета эпохи нашего пребывания в стенах ТРТИ был, несомненно. Серёга Стоян, или, как его величали в неофициальных кругах, «Доцент». Поступил он в 1975 году, но по каким-то причинам попал в академотпуск, и большую часть времени мы его знали, как Доцента из Р-16. Он отличался массивным телосложением и на первый взгляд достаточно свирепым внешним видом. Но, как большинство сильных людей, внутри был добрым и великодушным. Уже с тех пор, как я с ним познакомился,  он входил в состав студсовета первого общежития. Влияние на жильцов общаги и авторитет Серёги были весьма весомы, я даже бы сказал, понятия Доцент и студсовет были прочно скоррегированны. Всем известно – Доцент суров, но справедлив, как товарищ Сталин, и он наши «ум, честь и совесть».
Но, однако, выцыганить прощение многим «нарушителям» общажной дисциплины всё-же удавалось, если не было злостного рецидива.  Будучи ещё первокурсниками, случалось, покуривал с Тимошей Губиным, в «неполженных» местах (в то время делали ремонт в общаге). Стоишь, куришь, обсуждая страхи первокурсника перед непривычным после школы процессом познания и грядущей зимней сессией, а тут громовой голос рассерженного Доцента:
- Опять курите в коридоре, бар-р-рдельеры!!! На внеочередное дежурство зарабатываете!
Или проверка чистоты в комнатах:
- Ну, что, бардельеры! Опять срач развели!
Здесь побывали "бардельеры".
Это его «бардельеры»  ассоциировалось со злостными флибустьерами, жизненное предназначение которых устраивать кавардак всегда и везде, во всех доступных местах.
Познакомившись поближе, я обратил внимание, что Серёгу привлекает образ этакого сурового солдата-наёмника. У него была масса картинок на эту тему, любил стрелковое оружие. Летом он создавал имидж моджахеда, подвергая голову бритью «наголо» и отпуская густую бороду, которая к концу августа достигала внушительных размеров. Бороду он красил в чёрный, до синевы, цвет. Таким «видоном» он наводил ужас на абитуру и первокурсников. Особенно его опасались первокурсницы, разбегались по комнатам, как мыши при одном только его появлении на этаже. Леночка Куксова боялась его панически, и  никакие доводы, что он «белый и пушистый» не воспринимала. Первокурсники 79  года его окрестили «Шайтан-башка». Но в октябре борода сбривалась, волос на голове постепенно отрастал, и моджахед исчезал до следующего лета.
Студсовет, как известно, был выборным, избирался на всеобщем собрании общежития, достаточно демократичным путём. Собрание созывалось, обычно, где-то в начале октября в большой аудитории корпуса Г. Там же, кроме выборов, решался ещё ряд вопросов, причём в 77-79 годах без «тоталитарного» влияния деканата. Правда, с приходом Петрова Б.М. на должность декана РТФ «демократические» традиции были основательно потеснены и попраны, ну не любил Борис Михайлович считаться с мнением ни  студсовета, ни студенческого кворума. На лето, когда основная масса студетов разъезжались на практику, каникулы, в стройотряды, студсовет в очень укороченном составе создавался назначением из заранее подобранных лиц, это была разновидность летних работ, конечно же, неоплачиваемых.
         Я впервые попал в состав такого летнего студсовета принудительно. На втором курсе, перед летней сессией, случилось неприятное событие. Был субботний день, в нашей, 101й, комнате собрались ребята на посиделки чисто за стаканом чая. Саша Спиридонов, Сёма Амасьян (ныне профессиональный музыкант) и я на трёх гитарах устроили, как бы сейчас сказали, мини-сейшн. У Саши была бас-гитара, которую подключили к усилителю, плюс две акустические гитары. Получилось довольно сносное трио. Так вот сидим, балдеем под музыку, тут заходит проверка, трое представителей студсовета, во главе Саша Райков, брат многим известного Пети Райкова из Р-115. Ну, надо же тому случиться, на столе стояла бутылка из-под шампанского, используемая в качестве графина для воды.  Посмотрев состояние комнаты, ребята ушли, не высказав никаких замечаний. Рано утром узнаём, что Райков доложил декану, что в 101 комнате зафиксирована пьянка. В понедельник Саша Спиридонов, Тимоша Губин и я  вместе с кураторами наших групп были вызваны в деканат. Петров настаивал на отчислении всех троих, доказать ничего не получилось, всё-равно виновны, пусть бутылка была с водой, но когда-то раньше из неё вино было всё-же выпито. Значит - криминал. От отчисления кураторы нас отмазали, потом было разбирательство в студсовете, где было решено, нас из общаги не выгонять. Чтобы заработать полную амнистию Доцент предложил отработать в летнем студсовете. Так я попал в «банду Доцента», как называл Сергей нашу небольшую команду. В дальнейшем я несколько сезонов проработал под его эгидой.
Серёга был по жизни приколист и выдумщик. Однажды в ночь смены команды студсовета он организовал инсценированный «захват власти». Нам, своей команде, «банде Доцента» он велел одеться «с понтом - боевики», далее:
 - Врываемся в комнату председателя студсовета, отбираем ключи.
Так и сотворили под ржание зрителей и неудовольствие жильцов комнаты, «свергнутого» председателя. По дороге захватили в плен пару первокурсниц, неосторожно подвернувшихся нам под руку. Доцент, размахивая пистолетом, объявил  себя Пиночетом у власти.
Осенью 80 года, на пятом курсе Сергей женился. О своём намерении он сообщил в курилке словами шансона: «Ты, знаешь, брат, что я решил жениться…..». Женившись, он ушёл из общаги. С тех пор я его не встречал….
Шурик Спиридонов и Сёма Амасьян на репетиции в БАЗе.

2 комментария: