воскресенье, 18 августа 2013 г.

Военно-морская кафедра.


Военно-морская кафедра, ВМК, занимала восточную половину второго этажа корпуса Г. Военная подготовка, или «война», касалась всех студенческих особей мужского пола без исключения. Для студентов ФМЭЭТ «война» начиналась на втором курсе, прямо в сентябре, для  РТФ после зимней сессии. Имеющим право входа на секретную территорию кафедры ставили в студенческий билет специальный штампик.
Что-либо заносить на территорию кафедры и выносить  из неё строго запрещалось, портфели, сумки, кейсы оставлялись на стеллажах у входа, где дежурил бдительный вахтёр. Над входом висел плакат со словами адмирала С.О.Макарова «Помни войну!», что в голове интерпретировалось – « Помни о военной подготовке! Мы тебя везде найдём и рога, то, пообломаем…». Кому-то, может, учёба и военные порядки на ВМК были в тягость, я же воспринимал их как само собой разумеющиеся явления без внутреннего протеста, с некоторой иронией.
Стены кафедры были увешаны стендами различного содержания. На одном из них перечислялись правила поведения студента на ВМК, где в числе прочего говорилось, что студент обязан уметь плавать. Как достичь такого умения, рекомендаций не было. На другом стенде приводились фотографии причёсок, которые разрешены и рекомендуемы студентам на кафедре. Вот не сойти мне с места, если в шести рекомендуемых фасонах причёсок, я увидел хотя бы малейшую разницу, кроме названий, за исключением причёски типа «бобрик», где у курсанта на картинке волосы стояли дыбом.  Тема для студенчества тех времён была больная, в те « хипповые» времена в моде процветала длинноволосость в стиле а ля Леннон или Дип
Пёпл. А нас заставляли стричься и стричься. Любой студент с ненормативной  длинной волоса мог быть отправлен немедленно в парикмахерскую. И я сподобился пару раз быть изгнанным, причём без достаточно веского основания. При этом в парикмахерской работницы возмущались, что стричь-то больше нечего, и так коротко. Разве только уши. Однако по моему возвращению из парикмахерской на кафедру майор Монахов удовлетворённо отмечал: «Вот, человеком стал!»  По стриженым головам таганрожцы безошибочно выделяли нас, студентов, из общей массы молодёжи.
      Мне ещё нравился небольшой стенд под названием «Памятные даты месяца», где вывешивался своеобразный месячный календарик , перечень дат, связанных с событиями в истории флота и кафедры. Я как-то громогласно предположил, проходя мимо, что это те даты, в которые настоящему моряку положено «заложить за воротник» в текущем месяце, везде должен быть порядок…  Мой тезис почему-то не понравился дежурному по кафедре офицеру… Наверное, количество рекомендуемых праздников было недостаточным, чтобы удовлетворить месячные потребности…
      На кафедре готовили офицеров флота по нескольким военным учебным специальностям (ВУС). Основная масса – это подводники.  Те студенты, которые по состоянию здоровья не подходили для службы в плавсоставе, в народе именовавшиеся «негодяи», обучались наземным средствам связи и сборов не проходили. Насколько мне известно, подводники групп 0701 специальности изучали оборудование подводной лодки широко известного 641 проекта, дизельной торпедной субмарины. Однако, я видел фото наших выпускников, проходивших военные сборы на крейсере «Жданов». Почему в надводном флоте, может, была ещё какая-то ВУС, не знаю.
Студенты специальностей «радиоэлектронные устройства», 0707 РТФ, и «электронные приборы», 0611 ФМЭЭТ, изучали ракетный комплекс «Редут» состоящий на вооружении  береговых ракетно-артиллерийских войск. Ракетчики были и среди подводников, но туман завесы секретности не позволял интересоваться военными тайнами соседей.
Занятия начинались с построения. Дежурный офицер по громкой связи командовал: «Командирам взводов и отделений построить взводы в две шеренги в коридоре кафедры. Интервал два шага».  Взводом считалась учебная группа, которая примерно делилась пополам на два отделения. Командирами назначали ребят, отслуживших перед институтом и имевших, как правило, сержантские звания. Командир назначал дежурного по взводу, каждого по очереди. Дежурный встречал офицера-преподавателя, докладывал о готовности взвода к занятиям. Далее преподаватель давал команду дежурному сделать внешний осмотр личного состава и сам, как правило, активно в нём участвовал. Основной целью осмотра было выявление «волосатиков», которым делались замечания, или они выдворялись в парикмахерскую, в зависимости от настроения преподавателя. Приказы по ВМК дежурный офицер зачитывал по громкой связи.  Затем преподаватель мог что-либо довести до сведения студентов и  командовал  зайти в аудиторию. Дежурный раздавал, принесённые «секретчиком» из спецбиблиотеки кафедры, тетради, в которых  наши каракули содержали военную  и государственную тайну. Затем, при появлении преподавателя, он командовал «Встать! Смирно!» и занятие начиналось. При дежурном по кафедре офицере ещё должен быть дневальный, основная задача которого стоять возле тумбочки в коридоре кафедры и отдавать честь проходящим офицерам. Дневальный снабжался соответствующей нарукавной повязкой и беретом с кокардой. Занятие это, отнюдь, не бальзам на душу. Тут ещё беда, что в Р-97 я возглавлял список второго отделения. Распоряжение выделить дневального поступало неожиданно. Командир взвода, он же староста, Витя Краснянский, поручал командиру отделения, в моём случае Валере Черкашину, определиться с «жертвой». Он же, не долго думая, отправляет первого попавшегося по списку, т.е. меня. Возражать и препираться времени нет, потому что преподаватели торопят.  Потом в перерыве в коридоре появляется сам Черкашин, злорадно гримасничая и глумясь, с идиотскими вопросами и советами. Я делаю свирепые глаза, всем видом показывая, что непременно отомщу, и месть будет страшная.
Ещё у подводников было замечательное мероприятие – водолазная подготовка. Во дворе корпусов Г и Д стояла огромная бочка, наполненная до краёв водой. По окружности сверху была приделана площадка, на которую по лестнице поднимались вверх в оранжевом водолазном снаряжении «ныряльщики» в сопровождении преподавателей и напарников. Сверху осуществлялся процесс погружения. Водолаза и напарника соединяла верёвка. Если что не так, водолаз мог, дёргая за конец верёвки, сообщить о форс-мажоре. Это единственное занятие на военной подготовке, где разрешали фотографировать, может, не было оно слишком секретным, может, чисто ради экзотики.
       Как факультет делится на кафедры, так ВМК делилась на циклы, всего 4 цикла. Нас,
береговых ракетчиков, обучал  второй цикл, возглавляемый полковником Голубенко Борисом Ивановичем. Занятия проходили в одной из двух аудиторий, напичканных наглядными пособиями, самым замечательным из которых был корпус ракеты П-35Б. На антенне – тарелке радиолокационного визира надпись красными буквами  предупреждала: «Руками не трогать», наверное, поэтому нет ни одного студента нашей специальности, который не покрутил бы эту антенну. Она поворачивалась в двух плоскостях, услаждая слух приятным жужжанием шестерёнок привода.
Разные науки преподавали нам  капитан 3 ранга Уваров, майор Монахов, кап.3 ранг. Коровянский, жаль, не помню их имён. Коровянский, выпускник ТРТИ, отслуживший некоторое время на противолодочном корабле, был мастером рассказывать различные истории и байки, был острословом, который ввернёт красное словцо в любой ситуации. Помните его нарицательный персонаж – матроса Пупкина? Это нечто среднее между бравым Швейком и доблестным Тёркиным. Ну и, конечно же,  кап.2 ранга Тимирбулатов Эрнст Салихович и капитан третьего ранга Валентин Михайлович Кондратенко. Последний среди студентов славился беспредельной свирепостью. Он антипод Тимирбулатову. Если Эрнест Салихович  как-то располагал к себе мягкостью и пониманием, то Кондратенко студенты опасались, как чёрт ладана. Ещё на младших курсах, наблюдая во время построения, как он дрючит старшекурсников, у нас волосы шевелились. Небольшого роста, с типичной внешностью арийца, он в черной форме был похож на офицера СС времён ВОВ, что усиливало и без того крутое впечатление от чрезмерно «нордического» характера. Когда на первом с ним занятии, говоря о дисциплине, он заметил: «Надеюсь, ссориться мы не будем?», по аудитории прошёл лёгкий гул, означающий: « Да, ни за что…».
Однако, ну как не подёргать тигра за усы? Я начал с того, что вворачивал разные комментарии в учебный процесс. Ну, к примеру. Четвертая пара уже основательно подустали за день, а Кондратенко рассказывает мудрёные вещи, распинаясь у доски. Многие осоловело пялятся на сложные выкладки,  давно потеряв логическую линию рассуждений.
- Ну, как вы не понимаете?  - ярился Валентин Михайлович, - в одной микросекунде 150 метров, это понятно?
Для наших разомлевших мозгов это было слишком…
- Это связь пространства и времени – комментирую я вслух, - Это как от забора и до конца дня…
Естественно, гомерический ржач аудитории, некоторая разрядка,  кэп не обижается и объясняет, что это путь падающей и отражённой от цели волны за одну микросекунду.
Стоим строем в две шеренги, команда «смирно». В напряжённой тишине Кондратенко «нордическим» взглядом медленно обводит всех присутствующих, выявляет «волосатиков». Взгляд доходит до меня, я, плавно отклоняясь, прячусь за впереди стоящего. Кэп делает полшага, чтобы видно было меня, я же возвращаюсь в первоначальное положение, так, чтобы опять спрятаться за голову впереди стоящего. Он также меняет свою позицию, смотрит на меня уже с другой точки, я снова плавно «ухожу» за голову товарища.  В общем ситуация типа детской игры в «ку-ку».
 - А-а-а! Монаенков! Выйти из строя на два  шага! – командует кэп с ликованием таможенника, поймавшего контрабандиста.
 - Есть! – но я вчера побывал в парикмахерской и уверенно, как бравый матрос Пупкин, выхожу и поворачиваюсь кругом. Он осматривает меня со всех сторон.
- Стриженный….. Так чего прячешься? Стать в строй!
Мой стёб не мог остаться незамеченным, и концу семестра Кондратенко пообещал мне два балла на экзамене.
Настал экзамен. Сначала шло всё как нельзя лучше. Но в последнем пункте билета вопрос – автономность подводных лодок, какое время лодка может быть в отрыве от базы. Точно ответить я затруднялся, но есть такая метода – отвечаешь «вокруг да около» и следишь за реакцией препода, по реакции «нащупываешь» правильный ответ.  Я рассказал всё, что знал о подводных лодках, на сколько хватит полностью заряженных аккумуляторов, запаса топлива для дизелей, сколько раз может обогнуть земной шар ПЛ с атомным двигателем, на сколько хватит кислородного регенератора и много других подробностей. Кондратенко сидел и слушал, подперев голову рукой, и загадочно улыбался. Он естественно, раскусил мой манёвр и «отморозившись», не давал ни малейшей зацепки. Подсказал Тимирбулатов. Оказывается, всё было просто. Автономность современных ПЛ ограничивалась запасом провианта и состоянием экипажа,  и составляла 3 месяца.
Оценки объявлялись после экзамена перед строем. Когда Кондратенко по списку дошёл до меня, сделал паузу:
- Монаенков! …. Вот я тебе… В следующий раз вкачу двойку, а сегодня 5.
То же повторилось и на следующий год. А потом он в экзаменах не участвовал, но грозился прийти персонально принимать у меня. Дабы повеселить публику на консультации у Тимирбулатова я традиционно задавал вопрос, а будет ли в составе экзаменаторов Кондратенко. Эрнест Салихович отвечал, что для меня пригласит его специально. Он был в курсе наших приколов. Кондратенко также не упускал случая «застебать» меня.
        Была у меня куртка с карманами, куда очень удобно помещались руки, так что держать
руки в этих карманах вошло в привычку. В середине семестра Валентин Михайлович устроил небольшой зачёт. Тимирбулатов также пришёл оценить глубины нашей учёности. Отвечали выборочно, на кого пал жребий. Мне достался планер ракеты. Но потрясти мудрых преподавателей своими познаниями мне на этом занятии не довелось, не успел, пока отвечали другие, время вышло, прозвенел звонок. Я думал, пронесло, на этом зачёт завершится. Но на следующий день:
- А сейчас выступает «крупный специалист» по планеру Монаенков. К доске!
Я вышел докладывать. В одной руке указка,  а другая инстинктивно лезет в карман куртки. Кэп пару раз сделал замечание, при докладе военного руки не должны быть в карманах, при этом вспомнили о «карманном бильярде». Но привычка – вторая натура, и моя рука снова оказалась в кармане. А я увлёкся докладом, взахлёб рассказывая о шпангоутах и нервюрах. Вдруг слышу гром смеха, поворачиваюсь, передо мной стоит Кондратенко с огромной железной балдой в руках:
- На, держи….
Так я и заканчивал доклад с указкой в одной руке и с железякой в другой.
         Однажды было нам выдано расчётное задание. Мне было лень разбираться в нём самостоятельно, а тут на самоподготовку пришёл Кондратенко. Его ребята окружили, и он о чем-то рассказывал, по-босяцки засунув руки в карманы брюк. Ну, зачем самому думать, да методички читать, когда можно всё выяснить и так. И я выступаю со своей арией:
-А мне не понятно, вот тут в задании……
- Дежурный!
- Я!  - исполнительно подскочил Коля Троилин.
- Дайте ему в морду, а то руки из карманов доставать лень…. – раскусил опять мои намерения кэп.
- Я, консультироваться пришёл! – не унимался я. Но Игорёк Алиев пообещал, что сам мне  всё расскажет …
   Самым «цимесом» была сдача зачёта перед летней сессией на пятом курсе. По трудности и жёсткости трудно вспомнить аналог. Зачёт принимал Кондратенко лично. Вот он уж постарался нам устроить «Сталинград»! Первой сдавала параллельная группа Р-108. Отвечающие выходили «пятёрками», т.е. группами  по пять человек. Некоторое время на подготовку и вперёд, отвечать. Первая «пятёрка» получила зачёт, не отвечая, автоматом, за храбрость. Зато вторая «пятёрка» была вздута по первое число. Кое-кто сдал зачёт из следующих «пятёрок», но подавляющая часть группы с первой попытки ушла не солоно хлебавши…        На основании опыта друзей, в нашей группе первая «пятёрка»  была сформирована заранее из особо пробивных ребят, доказавших остальным, что им быстрый зачёт нужнее всех. Если мне не изменяет память,  в числе «первопроходимцев»  были Андрюша Хирный, Миша Смородин, Коля Троилин. И вот началось. Первые получили плакаты с темами своих вопросов. Но им пришлось, вопреки ожиданиям, отвечать. Ретивая «пятёрка», рассчитывающая на зачёт «автоматом» была разгромлена, как шведы под Полтавой. Так что же ожидать второй «пятёрке» при таких обстоятельствах? Вызвались наиболее отчаянные:  Витя Пасошников, Саша Шелепов, Витя Бондарь, Лёша Кондратов…  и я. Но когда выходили к доске, я оказался шестым. В это время в аудиторию дежурный, Олег Лантратов, вносит плакат со схемой счётно-решающего прибора, довольно-таки хреновенькой темой. Я, предвидя, что прибор может достаться мне,  «под шум винтов» выходящих и садящихся на свои места, решил не испытывать судьбу и вернуться на свой стул.
- А ты куда? – услышал я Кондратенко.
- Дык, я же шестой.
- Ничего, вот тебе вопрос – счётно-решающий прибор. Иди, готовься.
Ёханый бабай! Из всех вопросов для меня этот был единственным гиблым. При подготовке к зачёту, я прикинул вероятность, что он мне попадётся, и, решив, что она пренебрежимо мала, оставил неизученным, полагаясь на теорию случайных чисел, основополагающие постулаты Статистической радиотехники и на русский  «авось».   Что собой представлял этот счётно-решающий прибор. Это аналоговая вычислительная машина, причём собранная не на операционных усилителях, даже не на лампах. Работало это чудо техники с применением поворотных (ПВТ), синус-косинусных  вращающихся трансформаторов (СКВТ)  и  сельсинов. На РТФ  плохо преподавали электротехнику, и я ни бельмеса не понимал, не разбирался, в сути работы сей мудрёной схемы. Уже в будущем, пребывая в Гражданской авиации, я столкнулся с подобными штуковинами в авиационном оборудовании. А пока для меня эта сфера была доколумбовской Америкой. Делаю знаки Яше Кеймаху, мол-де помоги. Яша усердно роется в  методичках. Жестикулируя руками и мимикой, пытается передать мне  суть работы устройства. Но, что ты так разберёшь?  Беспомощно глядя на плакат, стараюсь собраться с мыслями.
Давай рассуждать логически. Должна быть входная информация. Вот она, подаются сигналы от различных источников на соответствующие клеммы. Дальше можно проследить по проводам, куда сигналы поступают. Также должен быть выход с продуктом работы этого прибора, т.е. сигналом на выходе. Откуда он берётся также можно проследить. Остаётся кое-как увязать друг с другом «внутренности», провода, которыми они связаны, также представлены на схеме. Пока я в голове сочинял рассказ, до меня дошла очередь отвечать.
      Вооружившись указкой и приняв бравый вид, я начал свой доклад, продолжавшийся минут десять. В ответе я ни слова не сбрехал. Ни к чему сказанному не придерёшься, всё правильно. А вцелом получилась невообразимая белеберда, соответствующая моему реальному представлению о работе прибора, вернее её полному отсутствию. Кондратенко несколько секунд размышлял, что с таким ответом делать:
- Я ничего не понял, а ну-ка, повтори ещё раз.
И я ещё на десять минут « завожу шарманку» о поступающих сигналах, об отрабатывающих их СКВТ и ПВТ, о поправках, внутренних связях и получающимся выходном сигнале, который обеспечит попадание ракеты точно в цель. И всё это по военному жизнерадостно подытожил:
- Студент Монаенков доклад закончил!
И опять риторическая пауза в звенящей тишине.
- Вот скажи мне, что такое СКВТ? – в ответе, я пользовался исключительно аббревиатурой, как написано на схеме.
- Синус-косинусный вращающий трансформатор.
- А ПВТ? – вот тут-то меня и заклинило. Слово «поворотный» напрочь вылетело из головы.
- Вращающийся трансформатор, - неуверенно промямлил я.
- А что такое П? Может это пиздецовый вращающийся трансформатор? – наконец Михайлычу удалось меня поймать за что-то конкретное. Он злорадно торжествовал. Нужно было сбрехать ещё что-нибудь правдоподобное.
- Ну, конечно же, выполнен он очень качественно, с большой точностью…. – при этом уже вся группа лежала на столах в конвульсиях смеха, переживая столь нестандартное наименование класса точности изделия.
- А что же означает тогда ВМК? – не унимался кэп.
- Это….  Валентин Михайлович Кондратенко! – с пафосом чтеца стихов о Ленине выпалил я. Публика стонала и плакала….
- Тогда дополнительно второй  вопрос, расскажешь о двигателе ракеты.
- Легко!
-  Не сейчас, иди, готовься.
- А я без подготовки!
- Разговорчики!
Ясно, малой кровью не отделаюсь. Значит, применим тактику нудного вымогательства. Эта тактика всегда хорошо срабатывала в отношении бюрократии, надо создать условии, чтобы «волокитёр» сам захотел от тебя побыстрее избавиться. Прибыли ребята из параллельной группы на зачёт, и уже стало достаточно шумно и  трагическая торжественность обстановки экзамена растворилась в «движухе» отвечающих и готовящихся. Я присоседился «помогать» отвечающим уместными и неуместными репликами, надоедая кэпу. Чаша терпения переполнилась, когда я предложил вместо двух антенн в радиовысотомере применить одну, с антенным переключателем.
- Я тебе поставлю переключатель! Будешь переключаться зачёт-незачёт! Какой у тебя вопрос?
Но рассказать о двигателе так мне и не дал, сам всё вкратце изложил, я только периодически поддакивал: «Да, уж….».
- Зачетку! – и пишет в графе, где положено писать «Военная подготовка» свою фамилию «Кондратенко». Меня так и подмывало прокомментировать, типа:
- Студент Монаенков зачёт по «Кондратенко» сдал! – но воздержался, посчитав, что сегодня и так  я изрядно «достал» капа. Но он это сделал за меня:
- Как ты меня утомил….. Всё, по «Кондратенко» тебе зачёт….   Иди, да побыстрей, пока я зачёт не отобрал!
Потом были сборы, последний государственный экзамен, конечно же с участием Валентина Михайловича.

Года через два после окончания, будучи в отпуске, я приехал в благословенный Таганрог. Обошёл всех своих преподов, кафедру РТС. Чтобы меня беспрепятственно везде впускали, я облачился в синюю авиационную форму, которая послужила пропуском и на ВМК. Там меня привели к Тимирбулатову, тот сразу распорядился разыскать Кондратенко. Им  к тому времени накинули звёздочек  -  капитаны 1 ранга и 2 ранга соответственно. Я  выразил  преподам  «огромное спасибо» за науку о гироскопах, автопилоте, планере и другие премудрости, относящиеся к летательным аппаратам и их приборам, от которых «тошнило» в студенчестве и которые так неожиданно пригодились на авиационном поприще.  Они заметили, что лучше бы я избрал карьеру офицера, чего они от меня негласно ожидали, но согласились, что хороша и авиация....   Жаль, больше мне не довелось с ними увидеться…..


13 комментариев:

  1. Обухов !!! Так это же "Пиночет" !

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо....Читаю - , плачу (шутка). Фамилии преподов все знакомы, как окунулся в самое лучшие наши времена...много мог сам чего написать...Только при нас Тимурбулат (так его звали) УЖЕ был первого ранга, а Кондрат (так его звали ) - второго.
    Всем удачи, приезжайте в Крым отдыхать
    Павел (выпуск 1988 года)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Паша, привет. Крым, Паша, 1988 год - это толькл один человек. Фанат Казантипа. Я угадал?

      Удалить
  3. Как же Пиночета забыть ! Приехал он как-то на строевую подготовку на своём фашистском мотоцикле с люлькой.Стал слазить с него, задрал ногу и -оппа - хрясь ! Сел снова на моцокаку свою, сказал : "Отставить ! Я штаны порвал !" И уехал. (Игорь Федотов, Тольятти, ТРТИ ФАВТ, 1984-1986 - 2 года СА - 1991).
    А еще заставил меня сидя на торпеде в учебном честь отдавать. Начало занятия, крик дежурного при входе Пиночета (а я верхом на торпеде!) : "Товарищи курсанты !" Хотел было соскочить - не дал : "Честь, товарищ курсант, отдаётся на том месте, где тебя застала команда". Ну хрен с ним, отдал я ему честь с торпеды ...

    ОтветитьУдалить
  4. Да... "военка" - это целый отдельный раздел студенческих лет. Чего стоит строевая подготовка. Ну а о подготовке по специальности и слов нет. Никогда не чувствовал, что спецподготовка была навяза дополнительно к основной профессии. Ведь всё это было так сложно переплетено. Самое главное - это Родину защищать. Помню после сдачи последней сессии по спецподготовке, праздновали в общаге. Откуда-то брались лейтенантские погоны и каждый примерял их с гордостью. И стоять на тумбочке было тоже престижно и честь отдавать проходящим офицерам. Особенно классно было, когда дежурный офицер, многократно проходя мимо, разрешал дневальному не отдавать честь. Так и проходило постепенное возмужание

    ОтветитьУдалить
  5. Вспоминается еще, что помимо погружения в бочку отрабатывалось еще такое упражнение "Выход из затонувшей ПЛ по торпедному аппарату". Недалеко от бочки ближе к правому забоу лежала труба по диаметру и длине, как торпедный аппарат с закрывающимися дверцами по торцам. Два человека, облачившись в водолазные костюмы, в которых в бочку спускались, помещались в имитируемый торпедный аппарат, связь с наружей - по системе условных стуков. Я шел первым, за мной Саня Выходцев. Услышав стук снаружи, я как-то немножко замешкался и не ответил сразу. Чувствую Саня меня в пятку толкает и, кроме того, слышу его голос как-то далеко, далеко "...отвечай, отвечай, скорей отвечай, а то зачет не поставят...". Сразу собрался и ответил. Зачет был получен. Не в далеке от торпедного аппарата еще стояла барокамера, где нас испытывали давление порядка 10 атм. При поднятии давления нужно было всё время делать глотательные движения, чтобы не лопнули барабанные перепонки. Всё это было очень интересно. Самого себя ведь узнавал, выдержу-не выдержу. Как видим - выдержали

    ОтветитьУдалить
  6. Уже с прошлого века кричу в и-нете:
    "Ребята, кто из ТРТИ, РЗ 12 !978 год спец. 0701 - отзовитесь!" - и ни кого нет....
    М.А. Герман http://mag.moy.su/
    bioton@nm.ru

    ОтветитьУдалить
  7. Те которые других ВУС, были мы, ФАВТ некоторых специальностей. Изделие Изумруд, и т.д. командиры БЧ2 на лодках проекта 629

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну не командиры БЧ-2, а командиры группы управления пуском БР

      Удалить
  8. А-51 отзовитесь, кто что помнит о военной кафедре. Помню одного посадили, за то что сходил в сортир с листком от прошитой секретной тетради.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну, не посадили, а отчислили с ВМК. Товарищ по фамилии Хорев. Пото мичманом или прапором на ВМК был...

      Удалить
  9. Заведующий ВМК в 1974 году был кап раз Ярцев. 0705 , М143 курсантов готовили командирами БЧ 4 - связи

    ОтветитьУдалить
  10. После переворота в Чили в 1973 году и прихода к власти Пиночета мы называли в шутку преподавателей кафедры «черные полковники»

    ОтветитьУдалить