пятница, 26 июля 2013 г.

Вот и окончен ТРТИ.


После выпускного экзамена по военной подготовке, вечером, нас собрали в конференц-зале
корпуса Д. До этого я и не подозревал о его существовании. Дипломы нам вручали начальник военно-морской кафедры А.И.Бондарев, наши офицеры-преподаватели Э.С.Тимирбулатов и В.М.Кондратенко, зав кафедрой РТС А.П.Дятлов и тогдашний декан РТФ В.П.Попов. Вручение происходило по военному, со знаменем, каждого вызывали поимённо, и каждый подходил, чеканя шаг, с докладом, получая документ, к которому мы шли пять с половиной лет, а некоторые, как я, и дольше. Потом мы группами сфотографировались на память в фотоателье, а вечером торжественный ужин в ресторане.
Когда-то выпускной экзамен по военной подготовке группы отмечали грандиозным празднеством, от которого вся общага стояла на ушах.
После официальной, более-менее цивилизованной части, «подогретые» новоиспечённые офицеры одевали полупиратский, полуанархический прикид, состоящий из стыренных тельняшек, бескозырок, фуражек, галстуков, повязанных на голую шею. Затем строились под военно-морским знаменем и с барабанным боем, песнями и речёвками торжественным маршем пускались по этажам и лестницам общаги. Казалось, от чеканного шага стены шатаются. Младшекурсная братия с разинутыми ртами и глазами по пять копеек от восхищения смотрели на этот парад, высыпав в коридоры.

- Только ради этого стоит учиться все пять лет, -  с восторгом сказал Тимоша Губин на первом курсе, впервые увидев «торжественный марш».
Потом действо переносилось на Октябрьскую площадь и к памятнику Петру, где у Основателя флота российского каждый обязан был «обмыть» лейтенантские звёздочки чаркой водки. Серёга Штефанов, в своё время, обещал зарядить одну из чугунных пушек, стоящих у Петра, и пальнуть из неё, но обещание к несчастью, а может, наоборот, к счастью, так и не выполнил.
Но погуляли ребята этого выпуска 1982 года основательно. Разбили голову бутылкой председателю студсовета, очень непопулярному в народе, что-то сотворили с не менее непопулярным комендантом первого общежития, в результате чего разгорелся скандал, при этом кого-то чуть не лишили лейтенантского звания. После этого администрация института строго-настрого запретила военно-морские празднества в общаге. Так что выпуск РТФ 1983 года и мы обошлись весьма скромными ресторанными посиделками. Несмотря на категоричные предупреждения, грозящие страшными карами, вечером на всякий случай в Пятёрку заглянули Тимирбулатов и Кондратенко, протащились, что мы все ходим в ворованных тельняшках и выразили пожелания, что мы буйства не допустим. Мы пообещали….
- Ну, раз Монаенков обещает, порядок будет! – не смог не поёрничать Валентин Михайлович. Да какое там буйство, запланирован ресторан….
На следующий день ребята начали разъезжаться по домам. Серёжа Прудников убывал вечерним поездом на Армавир. Прощание получилось простым и будничным, словно на каникулы отправляемся. Просто пожали руки в коридоре общежития, а я его даже до вокзала не проводил. Как-то не думалось, что надолго расстаёмся, а оказалось на десятилетия. И только вот в Интернете встретились, даже на встречу выпускников Сергей приехать не смог.
С его отъездом я особенно остро почувствовал, что подошёл к концу очередной этап жизни. Казалось бы, надо торжествовать, радоваться получению диплома и инженерского звания, во имя чего всё это затевалось. Однако было грустно, серая пасмурная погода марта аккомпанировала душевному минору. Ребята, с которыми я поступал, давно уже на местах распределения. Полгода, как защитились студенты следующего потока, не говоря уже о старших. Это мы, 0707 специальность, задержались. Получается, так мало осталось студентов круга моего общения!
Я ходил по улицам, которые стали родными, и каждый уголок напоминал о чём-то хорошем, случившемся за годы учёбы. Перекрёсток Некрасовского и Чехова. Это, пожалуй, географический центр нашего ареала обитания, это пересечение путей между общежитиями и учебными корпусами. Сколько раз наши ноги ступали на камни его мостовой! Вечная афишная тумба, наверное, 19века рождения. Это было, зачастую, и место встречи,  по тем же географическим причинам. А точка, торгующая газированной водой, спасала иногородних студентов-первокурсников и  приезжих от ужасов таганрогского водопровода. Тут две трамвайных остановки. Трамваи пробегают, позванивая, создают неповторимый  таганрогский колорит.
Корпус Б, или БАЗ. Это место самых ярких впечатлений. Здесь мы знакомились с постановками СТЭМов, буквально очаровываясь талантом участников этих незабываемых коллективов. СТЭМ РТФ возглавлял Саша Третьяков, при нём театр достиг своего апогея. Лёша Скитыба писал великолепные пьесы и играл в них главные роли. А как забыть наших любимых музыкантов – группы «Спектр», «Фотон», «Калейдоскоп»…! Все они разъехались по городам и весям, выпустившийся каждый в своё время. А  теперь наш черёд покидать альма-матер.
Корпус А. Сюда пришли мы абитуриентами. Старые ступени помнят массу поколений студентов, а сколько ещё придёт сюда. Настанет время и дети моих однокурсников подадут свои документы и окончат ТРТИ, который станет ТРТУ, а затем ТТИ ЮФУ. Но это через много лет, а пока я ходил и прощался с памятными местами. Медленно прошёлся по этажам корпусов Г и Д, вспоминая разные мелочи жизни, связанные с учебным процессом,  с преподавателями, некоторыми очень строгими, и как тогда казалось, несправедливыми, и с теми, с которыми  комфортно и уверенно прошли непростые науки. Жизнь института двигалась своим чередом – лекции, семинары, практика, лабораторные. Младшекурсники шагали теми же путями, которые нами были уже пройдены. А память рисовала моих предшественников, дорогих друзей, товарищей и просто знакомых, которые раньше меня вышли в профессиональную жизнь. Конечно же, оставались ещё некоторое количество студентов моего круга общения, к удивлению, большинство из них ФАВТяне, которым предстояло преодолеть завершающие этапы учёбы, а также некоторое количество отставших по разным причинам однокурсников ещё моего, 77, года поступления.
Октябрьская площадь, первое общежитие, как его назвали последующие поколения студентов, Копейка. Теперь оно не наше, не РТФовское, с сентября 83 года там живут ФАВТяне и ФМЭЭТяне. Но для меня оно остаётся родным, там я прожил большую часть времени, там произошло много хорошего и душа тянется к нему, как  к своим пенатам.
Зашёл в третье общежитие проститься с друзьями ФАВТянами. Обещали писать, но обещание исполнялось недолго,  переписка быстро заглохла. И только теперь, через многие десятилетия, мы находим друг друга преимущественно через Интернет.
Я гулял по улицам старого города, обеим лестницам, Пушкинской набережной, парку у памятника Петру, вспоминая лучшие моменты, прожитые в этом городе, с которым был связан без малого 7 лет.
Пятое общежитие, Пятёрка, была последним моим студенческим пристанищем на время последнего экзамена. Пришёл я сюда абитуриентом в далёком 77 году, и теперь, в 84ом, я его покидал молодым специалистом. Сдав постельное бельё и пропуск, я сидел на голой кровати и с грустью ждал часа, когда с чемоданом выйду к трамвайной остановке на Некрасовском и двинусь к новому вокзалу Таганрог-1, чтобы на проходящем поезде выехать на Краснодар, а затем в Керчь. Вот и купе, в окне вагона уплывают знакомые пейзажи….

Но зовёт нас путь,
Подгоняя ночи тень.
Я сюда ещё вернусь,
Мне бы только выбрать день.

Я ВЕРНУСЬ СЮДА !!!!!


5 комментариев:

  1. Очень интересные, веселые и трогательные воспоминания о святых для каждого студента временах.

    ОтветитьУдалить
  2. Привет Коля! Молодец, что в blogspot'ах! В основном с европейцами там общаюсь. Ненавижу соц сети.
    Троцкий.

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо за теплоту воспоминаний. Р-46 Вовочка

    ОтветитьУдалить
  4. Студенческие годы навсегда остаются в нас. Святое время.Чувство бесконечности жизни. Спасибо.

    ОтветитьУдалить
  5. А дальше, что было дальше?

    ОтветитьУдалить