воскресенье, 18 августа 2013 г.

Практика в Риге на "RRR".


Поезд с нового Таганрог-1 вокзала уносил нас в Ригу. Половина Р-98 и Р-108 была откомандирована  на Рижский радиозавод вместе со  студентами групп Р-18 и Р-28, принадлежавших кафедре Теоретических основ радиотехники. Вообще этот завод был записной вотчиной ТОРовцев, попадавшим  в сие «место обетованное» ежегодно. Нам, РТСовцам, выпадало счастье только половине, да и то не каждый год.  О прелестях практики в столь экзотичном благословенном месте я, естественно, был наслышан от моих, теперь, уже после академа, более «старшекурсных» друзей, побывавших там летом прошлого года, пока я бездельничал на берегах Керченского пролива. Экзотика началась с занавесок вагонных окон с рижской символикой, невыносимой жарой плацкартного вагона и полного отсутствия в поезде воды, а также вообще какого-либо питья.  Отсутствие оного мы восполнили на остановке поезда в Горловке, затарившись по самое «немогу»  «Донецким»  крепким пивом.
Мучаясь от жары и развлекаясь «тысячей» и преферансом потягивали бутылочку за бутылочкой, в результате чего я был под весьма хорошим градусом на протяжении всего дня. Опустившаяся ночь принесла ветром в раскрытые окна долгожданную прохладу, под которую мы подставляли разгорячённые лица. Я долго не мог уснуть, беседуя с Игорьком Алиевым у окна, вдыхая свежесть ночи, как струю родниковой воды. Утро мы встретили на территории Белоруссии, деревянные  деревенские домики с соломенными крышами, как на картинках из детских книжек казались и экзотичными, поскольку в наших южных краях таких не встретишь, и одновременно хрестоматийными, до боли знакомыми по школьным учебникам. Изнуряющая жара отступила. Ещё все обратили внимание на контраст при пересечении границы Белоруссии и Латвии. Избушки с соломенными крышами, среди которых были и весьма неприглядно покосившиеся, сменились чистенькими побеленными, как игрушечными, домиками. Поля, засеянные сельхозкультурами, имели чётко геометрически определённые границы.  
   
В одиннадцатом часу вечера мы выгрузились на рижском вокзале. Солнце за горизонт ещё не спряталось, что и характерно для высоких широт. Расселили нас в общежитии трамвайно-троллейбусного парка Риги, на Зиепниекалнс, это в юго-западной части Риги. Общежитие вмещало в себя не только работников вышеуказанного ведомства. Много было студентов-практикантов из разных мест, в частности из Ленинграда. Попав в общем-то привычную обстановку общаги, мы принялись приводить себя в порядок. Я и Юра Бутырский устроили купание прямо в умывальнике. Сколько грязи налипло на наши тела в жаре вагона! Вода после стирки одежды была угольно черна!
На следующий день отправляемся на завод, который оказался в другом конце Риги. Завод  Rigas Radio Rupnica  «Радиотехника» выпускал на всю страну знаменитые «Мелодии»  - проигрыватели, одноимённые музыкальные комплексы, а также комплексы «Виктория», «Радиотехника», комплектующиеся высококлассной акустической системой С-90, предметом вожделения большинства моих сокурсников, плюс ещё некоторые наименования бытовых радиоаппаратов. Военной продукцией предприятие обременено не было, отсюда и никаких специальных требований к режиму. Вследствие этого, мы могли передвигаться по заводу без ограничений, забредая, куда вздумается. Правда, вольные перемещения по монтажным цехам вполне справедливо не приветствовались мастерами, считавшими всех студентов ТРТИ радиолюбителями. А есть такой тезис, что не каждый вор -  радиолюбитель, но каждый радиолюбитель - вор. Ну, действительно, кто из моих коллег по рижской практике, положив руку на сердце, скажет, что не похитил ни одной радиодетали? Наш прибывший контингент определили на работу в механический цех штамповать на прессах железки -  детали будущих корпусов и шасси. Сразу поразила заводская столовая своим невиданным сервисом. Столовая вмещала два этажа, на каждом из них по три раздающих окна, откуда на конвейере выезжает поднос с комплексным обедом, итого шесть разновидностей комплексного обеда, при ценах от 40 до 90 копеек. Причём девяностокопеечный включал в себя шашлык, правда, приготовленный, отнюдь не по рецептам кавказской кухни. Для нежелающих есть комплексные обеды, существовало кафе в том же здании, в меню которого хватало необычных для нашего таганрогского взгляда блюд. И везде хлеб бесплатно выложен в больших тарелках на каждом столе. Рижане, приученные есть не по-русски, практически всё едят без хлеба, и потребление оного в здешних краях не сравнимо с нашим. Я, подражая обычаям местного населения, также свёл потребление насущного до минимума. Поначалу это вносило дискомфорт, недели через две привык. Вообще во мне рижане видели «своего горячего латышского парня» и обращались ко мне в первый момент на латышском языке. Чтобы их не разочаровывать, со временем, освоив несколько часто встречающихся слов и поняв, чего от меня хотят, я отвечал: - «Я, я!», интонируя на немецкий манер, или молча, протягивал деньги (в кафе или магазине).
Сама Рига впечатлила своими старинными серыми зданиями, брусчаткой узких улиц. Город чистый, ухоженный, вывески на латышском языке создают иллюзию «заграницы», да и в подчёркнутой вежливости горожан экзотика. Башни собора Св. Павла и Домского собора – визитная карточка Риги. Узкие улочки старого города со средневековыми  мостовыми уводят в старину.  Прямо в центре красивейший парк Райниса с притоками реки Даугавы, небольшими мостами и лебедями. Город делит пополам широкая Даугава, мосты соединяют обе части города. Вантовый мост был открыт  как раз в это лето. Красивый вид открывается, если смотреть на Старую Ригу с противоположной, левой, стороны реки. Погода достала своей дождливостью. За один день атмосферная ситуация могла поменяться три- четыре раза. Налетевший дождь с зябкой прохладой через несколько минут меняется ярким солнцем и духотой. Поэтому срочно пришлось приобрести зонт и таскать его с собой постоянно. И в середине лета без пиджака в этих краях как-то неуютно.
Первым увеселительным мероприятием практики случилась заводская дискотека, на которую мы были приглашены комсомольской организацией механического цеха в лице Гали Аблажей. Дискотека считалась лучшей в масштабе всей страны, что не без гордости подчёркивалось заводчанами, размещалась в заводском доме культуры, вход строго по пригласительным билетам. Правила поведения на дискотеке также отличались некоторой специфичностью, и чтобы мы, «неокультуренные представители дикой России», не ударили лицом в грязь, к каждому прикрепили наставника, вернее наставницу, освещающую тонкости местного этикета. Первая часть дискотеки – тематическая, вторая танцевальная. Посетители дискотеки размещались за столиками с закуской, согласно билетам. Спиртное же приносилось посетителями с собой в количестве и качестве в соответствии с индивидуальными вкусами, что было вполне по-русски. Тематическая часть этого вечера была посвящена творчеству Битлз.  Творения Битлов, оттенённые очень олитературенным, до свободного полёта мысли и поэзии, переводом в сопровождении слайд-фильма в огнях светомузыкальных установок преподносились легко и, я бы сказал, завораживающе, так, что шоу совершенно не походило на «лекцию на тему…». Время от времени дискжоккеи предлагали выйти потанцевать. Вот здесь наступала необходимость соблюдения правил этикета. Танец любого темпа исполнялся только в паре, не важно, быстрый темп иль медленный. В наших краях и по сей день «быстрые» исполняются коллективно «в кружке». По правилам здешнего этикета парень должен был подойти к девушке, пригласить, взяв за руку вывести её, поставив напротив себя, если танец «быстрый»  или же танцевать в паре традиционно, если музыка «медленная». Дабы не уязвить самолюбие дамы, положено с ней станцевать три танца подряд, не менее, затем так же отвести на место. Однако если партнёрша очень понравилась, с ней можно продолжать танцевать и далее, по этикету она не имеет права уйти самовольно от партнёра. Но таковы уж их традиции, что из местных парней никто злоупотреблять вниманием не станет и поступит в соответствии с желанием девушки.
Вторая часть вечера – чисто танцевальная. Те же, популярные во всей стране, мелодии, такие же «тосты – рюмочки», что и везде. Лепота….. Плещемся в огнях и музыке, пьём на брудершафт, хмельное желание поплясать переполняет. Жаль, что сопровождающих девушек за нашим столом на всех не хватает, а мою «наставницу» Олесю прочно «прихватизировал» Володя Гуськов (а в одиночку же нельзя!).  Приглашаю, как мне тогда казалось, очень молоденькую рижанку, лет 16-17, (это при моих «солидных» 21)  из-за столика напротив. Девушка на удивление танцует в паре легко и грациозно, облако каштановых волос обдаёт приятным запахом духов. Складывается впечатление, что она, совсем недавно занималась или занимается в танцевальном кружке, такие точные и изящные движения. Я, честное слово, залюбовался, и три танца пролетели на одном дыхании. Однако девушка осталась и на четвёртый танец, вот тут я заподозрил, что пропустил какой-то пункт предписаний этикета. И, когда после четвёртого танца дискжоккеи предложили сесть за столики для проведения очередной «заморочки», девушка осталась стоять напротив, улыбаясь. Я понял, что я осёл. Подойдя поближе,  на ухо, я рассыпался в извинениях типа « извинытэ, я не мэстная туриста…..».
 - Просто отведите меня к столику - сказала она, понимающе улыбнувшись.
- Вы студент?
- Да…
Вскоре вечер закончился, и мы гурьбой отправились в общагу трамвайно-троллейбусного парка. На заводе эту девушку в дальнейшем я не встречал, видимо она была не из заводчан…
В следующую же пятницу ко мне подходит Витёк Бондарь:
- Колька! Водку пить и шашлыки есть хочешь?
- Да я не пью….
- Ну да, из мелкой посуды. Но шашлыки жрать будешь?
- Канэчно хочу!
- Тогда давай 10 рэ, на завтра нас приглашают девчонки из цеха, ну помнишь, Галя, Олеся, Лена … , ну те, что были на дискотеке.  Завтра у них народный праздник, называется Лиго или Ивана Купала. Положено идти в лес, палить костры, бухать, потом искать цветок папоротника. А те, кого зовут Янис, должны носить дубовый венок. И ещё……  считается, что в эту ночь парням отказывать нельзя. Можно всё, и за это ничего не будет……..
- Ну!?
- Вот и посмотрим, как оно…… Ты гитару не забудь.
Сбор был назначен в двухэтажном частном доме на краю Риги, название улицы, если не изменяет память, Волгунтес. В этом доме жили две сестры Лена и Инесса. Хотя они считались кузинами, но внешне были совершенно противоположными. Лена чисто говорила на русском. Была такой светлой и кругленькой милашкой и ничем не отличалась от русских девушек. Изящно утончённая Инесса говорила с акцентом, и мягкими тонами в голосе, что вполне соответствовало образу прибалтийки. Обе оказались очень гостеприимными, располагающими и душевными. В доме собралась изрядная компания, всех рассадили за большим столом. Хозяева спланировали начало праздника в доме с последующим выходом в лес. Как свойственно молодости, все быстро перезнакомились, и я буквально через  полчаса ощущал себя, как в старой, давно «спетой и спитой» компании. «Символ» праздника, кузена Лены и Инессы, Яниса, украсили дубовым венком. Из динамиков нам о чём-то пел романтичный Челентано. Сидящая напротив меня Сандра, оказалась искусной собеседницей. И мы «зацепились языком», описывая особенности и интересности жизни – она прибалтийцев, а я таганрогских студентов.
Когда начало темнеть, мы выдвинулись в лес, начинающийся  в конце улицы. Развели костёр, поставили жариться шашлык. Теперь наступила очередь «гастролировать»  мне. У костра заводим концерт под гитару. Шлягером этого сезона суждено было стать визборовскому «Ботику», полюбившемуся всем рижанам. Может быть, тут роль сыграли строки:
Ду ю спик инглиш – капитан кричал седой,
Француженка, быть может, мать моя,
А сам я, может быть…. Пардон. Шпрехен зи дойч…
И с судна отвечали:  - Я! Я! Я!
Это Я!Я!Я! могло трактоваться вполне по-латышски, что и вызывало восторг.
Чтобы я меньше отнекивался от тостов, Лена следила за состоянием моей рюмки, подливая в неё сладкий фруктовый ликёр. Съеден шашлык. Перепели, всё, что можно из нашего репертуара. Увлечённо «перетирая»  различные темы с Сандрой, я, наконец, замечаю, что мы с ней у костра остались практически одни. Вспомнив, что положено искать цветок папоротника, мы отправляемся на прогулку по ночному лесу. В это время года в Латвии небо гаснет не окончательно, и подсветка ночной синевы позволяет бродить по лесу без фонарей. Лес смешанный лиственно-хвойный. Трава сочная, густая и высокая. И хотя мы бродили по протоптанным тропинкам, вымокли в росе по колено. Потом замёрзнув и вкусив экзотики процесса поиска несуществующего цветка в полной мере, мы, оказалось, заблудились. Когда, вышли к костру, там уже никого не было, все вернулись в дом.
А в доме, кто ещё танцевал, кто «подогревался» остатками горячительного, а кто-то уже почивал, примостившись, в более-менее удобоваримом месте. Витёк Пасошников спал, сидя на стуле, скрестив на груди руки и, как-то скорбно, склонив голову, напоминая позу Наполеона при пожаре Москвы. Устали и угомонились все. Я угнездился  с маленькой изящной Сандрой на трёх сдвинутых стульях.

Замечательным был поход на следующие выходные в Юрмалу. Употребление пива у рижан, также имело ряд отличий. Пивных точек на манер нашего «Трамвайчика» или «Оклахомы» в Риге не сыщешь. Пиво потреблялось рижанами исключительно в пивных барах. Юрмальское побережье было перенасыщено пивными барами, причём большинство из них располагалось под открытым небом, вернее под прибрежными соснами, выполненными в деревенском национальном стиле. Столы и скамейки для посетителей из досок и грубого дерева. Павильоны, где располагаются продавцы, в том же стиле, с соломенными крышами. Это любимое место проведения выходных большинства рижан. До пива они большие охотники. Вот и мы выехали «оттянуться» в составе: Витя Бондарь, Володя Гуськов, Андрей Попов, Олег Псарёв, я и рижанки: Света, Галя, Аллочка, Лена и Сандра. Весело галдя, с шутками-прибаутками, добрались на электричке до юрмальского побережья, уж не помню – Майори, Дзинтари, Булдури  ли….  Оккупировав импровизированный из досок стол, ребята заняли очередь в одном из павильонов-разливаек. Меня удивила парочка, сидящая за соседними брёвнами,  видимо, влюблённых на воскресном свидании. Они усердно «точили» вяленую рыбу, периодически прикладываясь к кружкам, коих перед ними я насчитал двенадцать в два ряда.
Такое количество хмельной влаги мне показалось для романтического свидания излишним, всё-таки это не дружеские «прения» на нашей таганрогской «Оклахоме». Но, как возразили рижанки, для  настоящих любителей пива это мелочи. Пиво сильно отличалось от всеми нами любимого таганрогского. Значительно прозрачнее, светлее и с менее насыщенным оттенками вкусом. Но это было неважным на фоне нашего праздничного настроения, которое пенилось, как этот янтарный напиток и переливалось через края.
Употребив пива Витёк Бондарь возжелал свершить омовение в водах Балтики. Мы с шумом выкатились на песчаный пляж. Вот они балтийские воды, серые длинные волны лениво накатывали на берег, несколько купающихся бродили по колено в воде в поисках глубины. Солнце зашло за тучи, потянуло прохладой.  Меня, избалованного жарким солнцем и черноморскими прелестями Крыма, совершенно не соблазняли мутные мели Юрмалы, столь вожделенные для здешней туристической публики. Однако вся остальная мужская часть нашей компании полезла в воду, обрызгивая друг-друга, с гиканием и воплями. Обрызгали и меня, неосмотрительно близко подошедшего к кромке воды. Когда арсенал взаимных мелких пакостей исчерпался, принялись за девушек, которые купаться отказались наотрез.  Витя и Олег поймали длинноногую красавицу Аллочку и в одежде потащили за руки-ноги вводу. Поскольку та брыкалась и сопротивлялась, ребятам удержать её на весу было проблемно. Как и следовало ожидать, они её уронили в воду. Особенно пострадала юбка. Пока Витёк во избежание тумаков держался подальше, Аллочка облачилась в его джинсы.
Пропажу Витя обнаружил не сразу. Поискал в общей куче одежды, почесал затылок, а потом, наконец, увидел их на Аллочке, которая демонстрируя рейдерский захват штанов, злорадно виляла бёдрами.  Ну, что оставалось делать Вите? Ему пришлось влезть в мокрую юбку. Для полноты впечатления он повязал голову полотенцем, как платком. Так и двинулись по Юрмале. Витёк, шёл подруку поочерёдно с каждым из нас, дымя сигаретой и кокетничая с проходящими мимо молодыми мужчинами, под общее ржание. Пожилые местные жители, неодобрительно поглядывая на наше шествие, спешили свалить подальше всторону. Мальчик, проезжающий мимо на велосипеде, крикнул:
- Эй, ты, бабка ёжка!
Витёк ломанулся за ним вдогонку, высоко подбрасывая на бегу колени, как волк из мультфильма «Ну, погоди!». Велосипедист ударил по педалям, едва не потеряв равновесия, чухнул вперёд, как заяц из того же мульта.
А потом были поход на резиновых надувных лодках по Гауйе. Не помню, по каким причинам мне не довелось в нём участвовать. Почти. Ребята должны были доехать на электричке до Валмиеры, что вверх по реке, и оттуда спускаться по течению на лодках до Сигулды. Уехали в субботу без меня. А в воскресение Саша Руднев, Коля Гончар и я отправились в Сигулду посмотреть тамошние замки. От сигулдского и кремулдского замков почти ничего не осталось. Немногочисленные развалины среди преимущественно лиственного леса. Замки располагались на живописных лесистых холмах, между которыми текла Гауйя. Замок Турайдаспилс, же, большей частью отреставрирован, расположен на высоком крутом холме, откуда открывается панорама на реку и обрамляющие её высоты. С одной стороны к замку ведёт дорога. Замок типичный для средневековья. Оборонительные стены по периметру с примыкающими к ним изнутри хозяйственными постройками, и в центре высокая башня – донжон. В постройках расположен музей средневекового  быта.
 Насладившись зрелищами средневековья, мы   двинулись к реке через лес. Лес был как в картинах о Робине Гуде, не тронутый цивилизацией, казалось, что появление рыцаря со свитой здесь более уместно, чем наше. Нам очень повезло, когда спустились к реке, то увидели плывущие резиновые лодки, связанные в один плот. Оказалось, это наши путешественники. Но плыли они вдоль противоположного берега. Я вызвался догнать их. Раздевшись, я поплыл через реку. Да плавать в реке посложнее, мешает течение, да и пресная вода не так хорошо держит, как морская. Меня подобрали на плот и причалили к берегу, где ждали остальные ребята. Остаток пути до сигулдского моста через Гауйю проплыли вместе. Затем свернули лодки и вещи и отправились на электричку до Риги. Участники похода восхищённо рассказывали об увиденных красотах природы и случившихся приколах, так что ещё раз пришлось пожалеть о том, что не был в походе с самого начала.
Был ещё спортивный праздник завода с выездом в Юрмалу и много всяких других похождений и мероприятий.
Кончалась практика. Прощальный вечер провели в одном из лучших ресторанов Юрмалы, «Лидо». Печалило, что разъедемся на многие тысячи километров, случится ли встретиться вновь, но молодость всегда оптимистична, будет ещё время встретиться….    Настали дни отъезда.
Многие студенты, гружённые акустикой S-90 радиодеталями и другими приобретениями, уезжали железной дорогой на Таганрог. У меня из приобретений были лишь гитара и несколько бутылок рижского бальзама. Я решил воспользоваться услугами авиации, чтобы попасть без проволочек в Керчь. Логично было бы лететь на Симферополь, но билеты в Крым оказались все проданы. Ближайший аэропорт, куда ещё можно улететь, был Анапа. В рижский аэропорт меня провожали Витя Бондарь, Олежка Псарёв, которые решили задержаться в Риге ещё на несколько дней, и сёстры

Леночка и Инночка. Было очень  жаль расставаться с таким милыми рижанами, с которыми мы подружились, которые сделали наше пребывание в Риге восхитительным. Я очень им благодарен и никогда не забывал все эти годы.  На память мне девушки подарили куколку – латышку в национальном костюме, которую я храню до сих пор….
Позже я побывал в Риге осенью 1982 года и зимой 1984, по дороге в Вентспилс на военные сборы. Но это были кратковременные визиты, и со всеми рижанами увидеться, к сожалению, не довелось. Олежка Псарёв и Инночка поженились, приглашали на свадьбу, но я не попал. Были Володя Гуськов и Витя Бондарь.  

…… Прошло много десятилетий. И вот уже в интернете встречаю своих друзей, которых потерял. Из участников тех событий  на Одноклассниках Игорь Боровский, Витя Полянский, Саша Руднев, недавно зашёл Саша Вялов. В скайпе встретился с Витей Пасошниковым.
Из рижан нашёл только Аллочку Моллер. Время её почти не тронуло, она всё такая же очаровательная, как и в те далёкие года.

1 комментарий:

  1. Случайно попал сюда... Я учился в Р-18. Лавров Николай. Спасибо Вам за эту Вашу работу-буду заходить по мере появления времени и сил.

    ОтветитьУдалить