воскресенье, 28 июля 2013 г.

Автор рассказа -Евгений Спербер

Как сдать ОПУП……

На 4-м курсе мы изучали ОПУП - Основы Планирования и Управления Предприятием. Читал его некто Князев Виктор Николаевич, сам из Иваново. Он когда-то написал книгу по этой теме, не знаю, может и толковую, но там всё было на примере километров ткани и тонн краски, а на кой это нам, радиотехникам? Он был своим написанием страшно горд, книге посвятил 2 лекции и постоянно на неё ссылался, дал даже адрес "Книга-почтой", как её выписать. И ещё у него была "фишка", от которой напрямую зависела оценка на экзамене, - почти постоянно делал на лекциях переклички. А на экзамене: не был на одной лекции - 5 не видать, на двух - от силы 4 и т.д., по нисходящей.

Я всегда старался сессии сдавать досрочно. Во-первых, погулять по дольше, во- вторых, преподы всегда считали - раз студент идёт на досрочный экзамен, значит, уверен в своих силах, знает предмет и требования были помягче. Вот и тут - решил этот ОПУП сдать досрочно, хотя кроме названия предмета - ноль. Расчет был на то, что передо мной было 2 досрочных сдачи и он оба раза давал одну и ту же задачу, а уж потом берёшь билет. Кто первый решил - сразу 5, без билета.  Выучил я эту задачу и пошёл. Неприятности начались сразу. Он полез в свои записи - а у меня три пропущенные лекции. Он охренел от такой наглости - три лекции пропустил, а припёрся на досрочную сдачу. Я вроде как отмазался - достал пачку донорских справок - причина вроде как уважительная. Он так недобро на меня посмотрел - ну, давай, дерзни. Задача конечно же была другая.....Кое- как у кентов списал, но задачу сдал одним из последних. Взял билет. Естественно - по-нулям, по-полным нулям!!!! Первый вопрос списал. Вот не поверишь, списывал - а что списывал??? Это было всё равно - как китайский язык. Второй вопрос - попросился в туалет, кое - как написал. Но всё равно, даже ответь я на вопросы билета по бумажке - первый же дополнительный вопрос и - ВСЁ!!!! Два балла и огромнейшие проблемы на сдаче экзамена с группой.
В общем, иду я на полусогнутых сдавать. Сажусь... А у него на столе лежит эта его книга, обложкой вниз, а сзади написано: "Издательство "Лёгкая индустрия". Вот не поверишь - от полной, полнейшей, безысходности - терять-то нечего - начал валять дурака. Схватился руками за голову и так: "О-ё-ё-й"!!! Это надо было видеть!!!! Он: "Что с Вами?" Я ему объясняю, мол, выписал Вашу книгу по ""Книга-почтой", и, как солидному учебнику, указал "Издательство" Высшая школа". Теперь мне эту книгу не пришлют. И потому всё - жизнь мне не в радость. Он начал мне эту книгу листать, показывать. А я - мол, знаю, в библиотеке брал, трижды перечел, но хотелось бы иметь свою. Минут пять он как мог меня утешал. Я добросовестно переписал реквизиты книги. Про билет он так и не вспомнил, поставил "Отлично".
Но это ещё не всё. На следующий семестр опять сдавать ОПУП. Я по знаниям - в той же поре - абсолютнейший ноль. Но тут уж я "подготовился" – приобрел-таки эту его книгу (кенты из Донецка привезли). Ситуация та же - три пропуска и досрочная сдача. В этот раз задачи не было, заходили по очереди. Вот не поверишь, во-второй раз я был абсолютно уверен в себе. Если первый раз был голимый экспромт, то тут - хладнокровный расчет. Захожу и сразу к нему сажусь, мол - без подготовки. Он опять достаёт свои записи, а я - донорские справки. Он опять скривился, типа - ну, ну -посмотрим.
Тут я достаю книгу вот, мол, с огромнейшим трудом, но достал (!!!), бестселлер, и хотелось бы иметь на титульном листе автограф автора.
Я извиняюсь, но мы люди взрослые - он, наверное, кончил. Оставил автограф. Опять начал мне её листать, показывать, расхваливать. А я - да знаю, перечитал несколько раз, это колоссальнейший научный труд и т.д. и т.п. и вообще - у католиков на прикроватной тумбочке Библия лежит, а у меня - Ваша книга. Тут же: "Где Ваша зачетка?" "Отлично" - на том и расстались. Потом, конечно, думалось - с Библией я явно переборщил...  После меня ещё трое моих друзей тем же методом сдали - вытравливали подпись и вперёд.
Немного грустного. Потом, вспоминая, мне его как-то жаль было, ведь я над ним просто издевался.... Ну, написал человек книгу, может это было дело всей его жизни, гордился этим, а я так подло на этом сыграл.....
А мне действительно до сих пор стыдно за второй экзамен. Первый был - голимый экспромт, от безысходности, вроде как инстинкт самосохранения, а вот второй - всё было чётко продумано и также чётко реализовано. Странно, что ты, Коля, не слышал об этом, вся первая общага ржала. Далее книга отошла по наследству младшему курсу. Басмач, которому она была подарена, по-моему ей также распорядился. Я не помню, как его звали, он с вашего курса. Мы с ним одно время вместе "половую" жизнь вели в 76 комнате, когда меня Алёхин из общаги выгнал на 5-м и пришлось перебираться в своей же комнате на пол.

По-настоящему Басмача звали Валера Юсупов.


1 комментарий:

  1. В 1973 году профессор Алехин (Имя отч. не помню, к сож,) читал лекции на Радиофаке " Теория электромагнитного поля" (ТЭМП) .Он , кстати , был ректором ТРТИ в 60х , сняли из-за студенческих волнений, о которых я никогда ничего не слышал. О нем шутили - "Теорию ЭМП только Бог знает на 5, проф. Алехин знает на 4, а студент - на 3 и на 2". Уравнения Максвелла он писал на доске каллиграфическим почерком, правда пользуясь записной книжкой в красном переплете..Человек он ( и как преподаватель) был добрейший чем студенты и пользовались и я лично тоже. Что бы облегчить студенту сдачу сего "мутного" предмета он разбил его на два этапа- первый машинный (типа ЕГЭ) : 5 вопросов - один верный. "Машина" для сдачи -что то вроде кино -проектора, отогнув немного крышку и по пятнышку на ленте только придурок не догадается..где ответ. Второй этап - экзамены , он заменил на решение небольших задач..что то типа "на плоскую металлическую поверхность падает перпендикулярно ЭМ поле, рассчитать потери при отражении.." что то в этом роде. Он все эти формулы на лекциях давал..Расчеты делать не нужно было..Были варианты ответов..У него на кафедре была симпатичная барышня, у меня с ней были "шуры-муры" , она мне все ответы и слила..и вся моя группа экзамен сдала..(и параллельная Р-50 тоже кажется)... (0707 в 1970 году специальность "Радиоэлектронные устройства" были две группы - Р,50 и Р60)

    ОтветитьУдалить